Родонит - минерал розово-малинового цвета с прожилками темных вкраплений. Представляет из себя соединение марганца, цепочечный силикат.

Красивый розовый самоцвет был известен еще в Древней Греции. Однако редкость, с которой он встречался у ювелиров и камнерезов, мешала его широкому распространению. Греки и дали ему имя – rhodon, что в переводе с греческого означает «роза», поскольку своей окраской он напоминает лепестки этого, известного во всем мире, цветка. Существует и другое объяснение названия. Считается, что человеческая жизнь – это дар неба, родонит – подарок Земли. В обязанности камня входит сохранение памяти рода: обычаев и истории, что позволяет поддерживать тесные связи между поколениями. Поэтому от слова «род» и произошло название.

На Востоке родонит принято было называть «камень утренней зари».

В России залежи самоцвета известны со времен Киевской Руси. В летописях его называли бакан. Считался церковным камнем. В ту пору его можно было встретить только в отделке интерьеров церквей и храмов, а также на усыпальницах представителей княжеского рода. Позже, с открытием месторождений на Урале, появилось еще одно имя ОРЛЕЦ - старинное уральское название родонита. Почему уральский родонит прозвали орлецом, достоверно неизвестно. По легенде, маленькие алые камешки в старину находили в орлиных гнездах. Цвет орлеца сравнивают с утренней зарей и красой осеннего леса, с кораллами и рубинами, с вишней и малиной. Уже более двух столетий этот красивый розово-алый камень используется в самых разнообразных камнерезных изделиях. Он обладает великолепной окраской, достаточно тверд, хорошо режется, шлифуется, принимает зеркальную полировку. Орлец прекрасно смотрится в изделиях любого размера - от бусин и запонок до обелисков и колонн метро. Редкой разновидностью является чистый родонит, иногда полностью прозрачный, своим сочным алым цветом напоминающий рубин.

Месторождения родонита известны во многих странах: Индия, США, Австралия, однако уральский орлец не имеет себе равных. Именно Урал принес родониту всемирную известность. А. Е. Ферсман считал его одним из самых замечательных российских самоцветов, вторым по значимости уральским камнем (после малахита).

Родонит – это минерал, представленный по большей части силикатом марганца с примесью кальция и железа ((Mn, Fe, Mg, Ca)SiO3), который образовался в особых условиях при контакте магмы с осадочными породами, такими, как известняк. Цвет минерала зависит от примесей марганца. Чем больше его в составе, тем минерал более насыщенного цвета, чем беднее эта примесь, тем самоцвет тусклее.

Для коллекций лучше всего подойдёт «пейзажный» родонит - порода, на которой отображается пейзаж, а наличие примесей только дополняет красоту данного образца.

Кстати, на Урале недавно был найден совершенно иной тип родонита – кобальтовый, имеющий фиолетово-лиловую окраску, которой придаёт цвет примесь кобальта. Помимо этой разновидности известны ещё:

Фоулерит с жёлто-коричневыми вкраплениями.

Ленточный родонит, в котором чередуются розовые, коричневые и серые полосы.

Бустамит - на срезе которого виден чёрный дендритовый узор.

«Траурный» - в этом родоните преобладает чёрный цвет, из которого делаются монументы, раньше из него выполнялись элементы гробниц.

ИСТОРИЯ

Точная дата открытия месторождений орлеца не известна. Геологическое изучение района орлецовых копей началось во времена Петра I, когда уральскими горными заводами управляли В. Н. Татищев и В. И. де Геннин. Во второй половине XVIII века здесь проходили пути научных экспедиций.

Среди их участников был выдающийся естествоиспытатель, ученый-энциклопедист Пётр Симон Паллас, который одним из первых всерьез заинтересовался геологией Урала. Летом 1770 года он посетил Полевской и Сысертский горные заводы и осмотрел все окрестные копи, описывая россыпи и обнажения горных пород. Но никаких упоминаний об орлеце в его работах нет. Очевидно, к тому времени месторождение родонита еще не было открыто.

Первые находки уральского орлеца обычно относят к 1781 - 1783 гг. Возможно, так оно и было, но достоверные подтверждения этих находок пока не обнаружены. А в архивных документах с описью «Месторождений цветных камней по Уралу 1792 - 1797 гг» уже имеется запись: «По объявлению Арамильской волости деревни Седельниковой крестьянином Никитой Партиным заявлен шпат или орлец малинового цвета с черными железистыми прожилками и пятнами изредка желтыми». Вероятно, это была первая, документально подтвержденная находка орлеца.

В 1798 году первое упоминание об орлеце появилось в специальной литературе - в «Первых основаниях минералогии» российского ученого, академика В. М. Севергина. С начала XVIII века название маленькой уральской деревушки МАЛОЕ СЕДЕЛЬНИКОВО стало хорошо известно минералогам всего мира. До начала прошлого столетия оно было единственным в России месторождением родонита и вполне удовлетворяло потребности Екатеринбургской и Петергофской камнерезных фабрик. Добыча орлеца велась не постоянно, а по мере надобности. Спрос на него был довольно стабилен, но время от времени происходили вспышки моды на розовый камень и тогда приходилось расширять добычу.

Так, в 1859 году в обработку поступило 4870 пудов (около 78 тонн) орлеца, затем добыча почти на десять лет была приостановлена. Из добытого камня было изготовлено несколько уникальных изделий, среди которых особое место занимает большая орлецовая чаша, изготовленная из камня весом около тысячи пудов.

КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ СТАЛ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ ЭРМИТАЖА

В Эрмитаже хранится родонитовый обелиск высотой более трех метров. На нем имеется надпись, сделанная накладными бронзовыми буквами - «1777 декабря 12 дня». Но эта дата не имеет отношения ко времени изготовления изделия или открытия орлеца. Это день рождения императора Александра I, а обелиск доставили в Эрмитаж только в 1802 году. Это изделие было вырезано на Екатеринбургской гранильной фабрике, которая в 1773 году практически дотла сгорела при пожаре и до 1779 года никакие камнерезные работы на ней не производились.

Когда приступили к обработке, выяснилось, что в монолите есть трещины, по которым он мог расколоться. Так как работать пришлось очень осторожно, мастера трудились над чашей почти десять лет. Наконец чашу доставили в Петербург и разместили в кладовой каменных вещей Кабинета. Затем ее экспонировали сначала на Всероссийской мануфактурной выставке, а 1873 году - на Всемирной выставке в Вене. Оттуда чашу перевезли в Эрмитаж, где она и находится по сей день. Вес чаши 2,2 тонны. На Александра II чаша произвела очень сильное впечатление. Император живо заинтересовался тем добывается ли еще этот камень и не истощено ли его месторождение. Огромная коллекция других уникальных изделий из родонита представлена в Эрмитаже. Трёхметровые торшеры, двухметровая ваза, обеденные столешницы и детали интерьера в различных вариациях обрамляют парадную лестницу и залы музея. За невероятные витиеватые узоры родонит называют пейзажным камнем. Ведь на его отполированных поверхностях часто рисуются легко узнаваемые уральские ландшафты. Глядя на такие природные картины, сложно поверить, что человек не приложил к ним руки.

Наверное, самым известным монументальным изделием из орлеца является саркофаг императрицы Марии Александровны. Для него и выбрали гигантский монолит весом более 46 тонн. Из самого большого орлецового камня было изготовлено самое крупное в мире родонитовое изделие. Работы начались в 1888 году. Поскольку перенести монолит в здание камнерезной фабрики было невозможно, вокруг глыбы построили специальное помещение. Пилили камень медленно - по несколько миллиметров в сутки. Поскольку из столицы торопили, черновая обработка была завершена за год - к лету 1889 года. Продолжить работу должны были петергофские мастера. Перевезти этот гигантский полуобработанный камень из Екатеринбурга в Петергоф было совсем непросто. От фабрики до ближайшей железнодорожной ветки был проложен временный рельсовый путь. От Перми монолит везли на барже, а затем вновь по железной дороге. Петергофские камнерезы трудились над ним до 1905 года. Его можно увидеть в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга - усыпальнице рода Романовых, вес изделия 7 тонн.

Со второй половины XIX века Екатеринбургская гранильная фабрика обладала исключительными правами на разработку орлеца близ деревни Малое Седельниково. Но несмотря на самые строгие запреты добычей занимались и местные жители. Поскольку копи не были четко отмежеваны от крестьянских угодий, контролировать таких «вольных старателей» было совсем непросто.

Уже в те времена были известны и другие месторождения орлеца: близ деревень Гагарская, Курманка, Бородулино, Курганово. Но и в начале XX века Малоседельниковская копь оставалась главным источником родонита. Как по запасам, так и по качеству розового камня она не имело себе равных. Даже в наши дни геологи считают, что у этого месторождения нет аналогов. Да и мастера-камнерезы всегда предпочитали работать с седельниковским орлецом. Однако любое, даже самое богатое месторождение рано или поздно иссякает, но история Малоседельниковского месторождения на этом не заканчивается. В советские времена в этом районе были обнаружены четыре новых залежи родонита. Только добыча велась не открытым способом, а в шахтах, наиболее глубокие из которых доходили до 40 метров.

В 1970-х основным источником орлеца стало Кургановское месторождение - крупнейшее из разведанных советскими геологами на Урале. Параллельно велись исследования и в других районах Свердловской области; в результате была признана перспективной целая группа родонитовых проявлений: Александровское, Афанасьевское, Барановское, Горнощитское, Дмитриевское, Змеиногорское, Полдневское, Октябрьское.

Месторождения орлеца есть не только на Среднем, но и на Южном Урале - так называемая Магнитогорская группа. Многие из них расположены вдоль берегов реки Урал и тянутся цепочкой с севера на юг: Кураминское, Никольское, Сулеймановское, Уразовское - десятки месторождений.

Чего только не делали за прошедшие двести лет из уральского родонита: шкатулки, бусы, запонки, броши, табакерки, пепельницы, подсвечники, бокалы, абажуры, ручки для тростей, чернильницы, печати и т. д. и т. п. Спрос на него всегда был довольно стабилен, невзирая ни на какие капризы моды. Орлецом облицованы колонны станции метро «Маяковская» в Москве. Кроме того, родонит использовался при украшении зала в Большом Кремлёвском дворце.

Дипломатические подарки из орлеца еще в XIX веке обеспечили ему всемирную известность. Изделия из уральского родонита преподносили императорам и президентам.

Этот камень был одним из излюбленных материалов в мастерских К. Фаберже. В сентябре 1913 года Фаберже заказал для своих работ 20 пудов родонита самого высокого качества и заплатил за него огромную сумму. Так на свет появились множество ювелирных изделий из родонита от именитого производителя, в том числе и яйца Фаберже, которые он изготовил для императорской семьи к Пасхе.

Наряду с малахитом и яшмой, орлец стал одним из символов сказочных богатств Урала - Каменного пояса России, и пользуется своей славой вполне заслуженно. Есть у орлеца одна особенность, отличающая его от многих других поделочных камней - он просвечивает в тонких пластинах. Поэтому мастера часто используют его при изготовлении витражей, светильников или люстр. При подсветке изнутри он меняет интенсивность и глубину окраски, а не различимые в отраженном свете узоры проявляются особенно четко.

Родонит относится к недорогим камням. Именно поэтому подделывать его не выгодно с экономической точки зрения, но несмотря на это подделки все же существуют. Нередко вместо него покупателям предлагают приобрести просвечивающее, розовое стекло - пурпурин, но часто выдают пластмассу за минерал. Будьте внимательны при выборе родонита, природный минерал - тяжелый, фальшивка – легкая, камень должен быть холодным. Может помочь простая стальная иголка. На родоните следа не останется, пластик снимется тонкой стружкой.

  1. Авдонин В. Родонит - именитый уральский минерал // Уральский следопыт. - 2009. - № 6. - С. 78-80 : фот.
  2. Аринштейн М. Б. Цветные камни Урала. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1986. - 224 с. : ил.
  3. Голомзик А. И. Родонит. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1983. - 159 с. : фот.
  4. Евстигнеева А. Уральский камень - родонит // Уральский следопыт. - 2004. - № 5. - С. 78-80.
  5. Попов М. Камень утренней зари - родонит : цветная палитра Урала // Уральский следопыт. - 2018. - № 2. - С. 24-27 : фот.
  6. Таланцев А. С. Знаменитые уральские самоцветы. - Екатеринбург : ПАКРУС, 2000. - 168 с. : ил.

Материал подготовила Анна Ларионова.

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой