Традиционно сарафан считается исконно русской одеждой. Но происхождение у него заграничное. Достался он русским по наследству от Византии в виде серепая, что в переводе с персидского означает «почетная одежда». Носили эту одежду и мужчины, об этом есть подтверждения в документах XIV-XVII веков, у самого царя Михаила Федоровича имелся в гардеробе свой сарафан. Воеводы тоже не гнушались этой одеждой, т, к. шилась она из крепкой льняной ткани и имела очень простой прямой покрой. Позже сарафан стал женской одеждой.

Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских и скандинавских народов, но только в России он стал национальной одеждой, национальным символом.

Сначала только женщины из царской семьи или знатные богатые боярыни могли позволить себе щеголять в сарафане. Он был очень дорогим, шился из ценных заморских тканей: шелка, бархата, парчи. Его щедро украшали золотой и серебряной вышивкой, драгоценностями, жемчугами. Со временем, когда ткани на Руси стали производить на фабриках, сарафан намного подешевел. Он стал любимой одеждой русских женщин на многие века. Помните, песню о кузнеце и его Дуне, которой пошили сарафан даже из «лопушка». Модницы шили самые разнообразные изделия: выходные из атласа и парчи, домашние, легкие летние из ситца или сатина. Относились к платью очень бережно. Прежде чем положить его в сундук, сарафан выворачивали наизнанку, складывали в мелкую складку, причем складок должно быть не меньше тридцати. Потом заворачивали в холстину и только потом убирали в сундук. Сарафан был и свадебным нарядом невесты, обязательно красного или алого цвета. «…Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…», – пели девушки, когда обряжали новобрачную.

Но во времена Петра I, который боролся за европеизацию России, запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II надевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.

Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане  расшитом драгоценными камнями и в кокошнике. А Николай I в 1834 году даже издал специальный указ, которым обязал придворных дам носить парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.

И в наше время сарафан остается той одеждой, которая очень популярна среди девушек и женщин любых возрастов. Разнообразна и палитра моделей: от деловых, офисных до летних для отдыха.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Брун В. История костюма. От древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке ; пер. Г. А. Светличная. – Москва : ЭКСМО, 1995. – 464 с. : ил.
  • Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»/ Л. Ф. Кислуха. – Москва : Северный паломник, 2006. – 276 с. : ил.
  • Клиентов А. Е. Народные промыслы : для сред шк. возраста / А. Е. Клиентов. – Москва : Белый город, 2007. – 48 с. : ил.

Фотографии взяты из открытых источников.

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой