Можно ли представить себе наше жилище без стола. Даже в современном хайтековском интерьере этот предмет человеческого обихода остается центром домашнего пространства.

С древности у многих народов стол имел особое, сакральное значение. На Руси в домах ему отводилось почетное место – красный угол, поближе к иконам, он уподоблялся престолу в храме. Поговорка: «Хлеб на стол, так и стол престол, хлеба ни куска – и стол доска» говорит сама за себя. На Русском Севере по древнему обычаю на столе всегда должен был лежать каравай, а рядом – нож, чтобы каждый вошедший в дом мог отрезать себе кусок. Вести себя за ним следовало подобающе: нельзя было стучать по столешнице кулаком, запрещалось втыкать в нее нож, по народному представлению, стол – это Божья ладонь, ладонь Богородицы, протянутая людям. Стол считался неотъемлемой частью жилища, если дом продавали, его оставляли новым хозяевам. Эта неразрывная связь служила для магической «привязки» домашней птицы и мелких животных. Вокруг ножки стола хозяйка обносила кур со словами: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили». Таким же образом «привязывали» и кошку.

Стол был непосредственным участником многих ритуалов в важнейших событиях человеческой жизни. Вокруг него повитуха обводила роженицу, а потом обносила и новорожденного. Во время свадебного сговора на стол клали «столовые» деньги, полученные как выкуп за невесту. Головой под образа на него ставили гроб с покойником, так стол воплощал в себе соединение начала и конец человеческой жизни.

Как предмет мебели стол известен с античных времен. В Древней Греции деревянные, бронзовые назывались «трапезды» (отсюда происходит слово «трапеза»), они были разной формы, но небольших размеров. Так как древние греки во время трапезы возлежали на специальных ложах, рабы вносили в залу уже накрытые столы и ставили их у каждого ложа. В Риме популярны были круглые столы с мраморной столешницей на трех бронзовых ножках в виде звериных лап или фигур животных. Были столы и на одной ножке из слоновой кости с круглой столешницей лимонного дерева, которые считались предметом роскоши. Римская знать пировала за столами неподражаемой красоты и ценности, а в скромных раннехристианских храмах простой деревянный стол служил алтарем.

В Средневековье столы были длинными и представляли собой нехитрую конструкцию из досок, щита или плиты, которые клали на козлы. Затем эту конструкцию покрывали скатертью, которая свисала до пола, прикрывая подставки. В замках за общую трапезу усаживалось много народу. Это были хозяева со всеми домочадцами, гости – званые и случайно заглянувшие на огонек, паломники, попросившие ночлега, забредшие нищие. Все ели за одним столом, занимая места своему положению. Накормить бедняка считалось добродетелью. По окончании трапезы стол разбирали, освобождая зал для других надобностей, например для театральных представлений или танцев.

В XV веке популярными становятся обеденные столы на четырех массивных ножках, прижились они и в народном быту. Появляются полукруглые и первые раздвижные столы.

В Германии с XVII века получили широкое распространение изделия с четырехугольным основанием под столешницей и массивными ножками-балясинами. В России такие ножки украшались точеными «дыньками, поясками, перехватами» – декоративными элементами. В этот период англичане изобрели «стол-бабочку» – круглый раздвижной стол с опускающимися по бокам частями столешницы.

На протяжении XVIII – XIX веков по всему миру возникает множество разновидностей столов и столиков: письменные столы, туалетные, для рукоделия, столы-серванты, консоли, столы для чаепития и др. Необычный стол с механической подачей блюд без прислуги был установлен по приказу Екатерины II в павильоне Эрмитаж в Петергофе. В XX веке стол с механическим приспособлением был сделан в знаменитых Пенатах у И. Е. Репина. Центральная часть стола вращалась при помощи деревянных ручек, и каждый мог подвинуть к себе любое блюдо, не прибегая к посторонней помощи.

XX век принес много нового в технологию и технику изготовления столов. Но смысл этого предмета остался неизменным: садясь за один стол, мы испытываем чувство единения. Он, как и очаг, служил знаковым символом домашнего алтаря, уюта и тепла, символом равенства – ведь за круглым столом нет ни первых, ни последних мест.

Рекомендуемая литература:

  • Буровик К. А. Родословная вещей / К. А. Буровик. - 2-е изд. - Москва : Знание, 1991. - 228 с.
  • Необыкновенная история обыкновенных вещей / авт. текста: Е. А. Неволина, Е. А. Шапурова. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 188 с. : цв. ил.
  • Попова С. Н. Стиль и интерьер : большая иллюстрир. энцикл. / С. Н. Попова. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 368 с. : ил.

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой