Библейская легенда гласит, что, когда Адам и Ева вкусили запретный плод, Ева, сорвав ветку с дерева, начала ею обмахиваться. Древние китайские документы повествуют о красавице Ламси, которая во время церемонии стала обмахиваться своей маской, устав от духоты. Так появились первые опахала и веера, особенно в теплых странах, где благодаря этому изобретению люди спасались от жары и насекомых.  Делались они из листьев пальмы или других растений. Позже к ним стали крепить длинную деревянную ручку. Затем экран опахала плели из тростника, обтягивали пергаментом, тканью, выстругивали из дерева, слоновой кости, составляли из перьев птиц.

В Древнем Египте веер был символом небесного покоя и счастья, а должность «носителя веера» при знатном господине считалась очень почетной. В античности ценились веера из перьев павлина, которые упоминаются в сочинениях Овидия. О щегольских, изящных опахалах из тончайших пластин экзотических деревьев, пропитанных благовониями, которые были незаменимы во время важных приемов и застолий, писали и другие античные авторы.

Веер в Китае с древнейших времен является одним из символов уклада жизни. При археологических раскопках в Мавандуйском погребении были найдены образцы II века до н. э. Этим аксессуаром пользовались не только женщины, но и мужчины для самых разных целей: можно было освежать себя в жаркую погоду,  он помогал объясняться во время беседы, раздувать огонь в очаге, служить изящным подарком, мог быть даже оружием (существовали приемы рукопашного боя с  использованием «железного веера»).

В Средневековье христиане использовали опахала (рипиды) во время литургии, диаконы отгоняли насекомых от Даров и обмахивали архиерея.

Веер в эпоху Возрождения пользовался огромной популярностью как у дам, так и у кавалеров. На картинах итальянских мастеров встречается веер в виде флажка, флюгера, но чаще в форме опахала из перьев. Несколько страусовых перьев складывали вместе, кончики завивали. Ручку делали из золота, украшали драгоценными камнями, иногда в основание вставляли маленькое зеркало.  Конечно, такие дорогие аксессуары были доступны богатым и знатным вельможам.

Родиной складного веера (ооги) считается Япония. Он служил традиционным дополнением костюма. Диапазон его применения, как и в Китае, был очень широк: от придворных ритуалов, чайной церемонии до танцев и театральных представлений. В спектаклях размер, цвет, рисунок веера характеризовали персонаж. Символические движения заменяли декорации, изображая природные стихии, луну, солнце. Японские мастера изготовляли веера из кипариса, бумаги и шелка, украшенные живописными сюжетами. Боевые веера делали из железа, стали, меди; они были обязательной экипировкой костюма высших военных чинов.

Складной веер в Европу привезли из Китая португальские купцы в начале XVI века, он получил название «бризе» («складной»). На вторую половину XVII-XVIII в. приходится расцвет веерного искусства. Их производством занимались гильдии ювелиров и живописцев. Людовик XIV утвердил эдикт, который объединил производителей в отдельную корпорацию. Фантазии мастеров не было предела и подборе материала, и в оформлении веерных экранов.

У русских цариц так же имелась эта модная вещица. У матери Петра I было опахало из черных страусовых перьев на яшмовой рукояти, инструктированной золотом и украшенной драгоценными камнями.  В описях имущества цариц неоднократно упоминаются веера восточной и западной работы. Встречаются сведения и о складных аксессуарах («опахало харатейное згибное»). Широкое распространение они получили после петровского указа, который обязывал носить «платье немецкое, саксонское, французское».

В 1751 г.  в Москве появилась первая мануфактура по производству вееров, где выпускали от 33 до 98 дюжин в год. Ассортимент изделий был очень широк: «печатные», «турецкого мастерства», «круглые французские цветные», «живописные на резных костях» и др.

На рубеже XIX-XX веков веера стали использовать для рекламы, на них печатали меню ресторанов, программы театров. Сувенирные экземпляры посвящались годовщинам исторических событий. После Первой мировой войны мода на веера постепенно ушла, но они и в наши дни остаются атрибутом богемного образа.

Рекомендуемая литература:

  • Боумэн Л. Одежда и время / Л. Боумэн, Л. Стауэлл ; худож. С. Бэггот. - Москва : Махаон, 2009. - 24 с. : ил.
  • Брун В. История костюма. От древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке ; пер. Г. А. Светличная. - Москва : ЭКСМО, 1995. - 464 с. : ил.
  • Орлова Л. В. Азбука моды / Л. В. Орлова. - Москва : Просвещение, 1988. - 176 с.

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой