У самой обыкновенной вещи своя биография. Интересная история и у носового платка.
Первыми, кто стал пользоваться платком, были богатые и знатные жители Древнего Рима и Древней Греции. В этих странах, расположенных на берегах Средиземного моря, почти целый год стоит жаркая погода. Кусочек ткани, которым вытирали вспотевшее лицо, сначала так и назывался «платок для пота», его носили за поясом. Правила этикета позволяли лишь промокнуть им выступившие на лице капельки пота, прикрыть рот и нос на улице в непогоду. Неприличным считалось прилюдно вытирать нос или высморкаться. Потом на смену платку от пота пришел платок для рта. Во время пиров и трапез знатные патриции вытирали им рот и руки, тогда еще не было вилок, ели руками.
Со временем из сугубо интимной вещи платок становится обязательным атрибутом в одежде. В Европе к XIV веку платки делали из шелка, батиста (тонкой, полупрозрачной льняной ткани). Богатые, знатные европейцы эпохи Ренессанса имели в своем гардеробе «фаццолетто», декоративный платок, который украшался вышивкой и кружевом, золото-серебрянойширокой каймой и кисточками, сплетенными из таких же нитей. Дамы прикрепляли его к поясу цепочкой или шнурком. Название «носовой платок» появилось при Людовике XIV, прежнее звучало как «платок для сморкания». Большой популярностью пользовались итальянские изделия.
Простые люди довольствовались платками из льна, а многие и вовсе обходились без них. Старая пословица свидетельствует: «Что у барина в платке, то у мужика на рукаве».Якобы для искоренения этой неистребимой привычки сама королева Англии повелела нашивать на рукава солдатского обмундирования побольше пуговиц.
В XVIII веке употребление нюхательного табака «потребовало цветных носовых платков», так как белые быстро пачкались. В этот же период в моду вошел китайский стиль, поэтому европейцы массово приобретали изделия с «китайскими» орнаментами (изображение драконов, экзотических цветов, роспись по шелку), которые позже сменились на библейские темы и мотивы политических событий.
Ближе к XIX веку хороший платок все еще считался дорогой вещью.К этому времени уже существовал мужской аксессуар и женский. Мужской – с обязательной двусторонней вышивкой украшались начальными буквами имени и фамилии, у титулованных особ над монограммой помещались корона или герб рода. Например, граф Николай Петрович Шереметьев владел такими изделиями числом 381 штука.
Долгое время на Руси платок был обязательной деталью женского костюма. Его название «ширинка» произошло от слова «ширина»: от вытканного полотнища из тафты, полотна, кисеи, миткаляотрезали для платка кусок равный ширине ткацкого станка. По периметру украшали богатой вышивкой золотыми, серебряными нитями, цветными шелками. Вышивка выполнялась двусторонняя, что требовало от рукодельницы большого мастерства. Наряду с растительными мотивами, изображениями древа жизни в композицию включались фигурки коней, единорогов, птиц, двуглавых орлов. Ширинки отделывались кружевом, выполненном в виде квадрата с незаполненной серединой, куда и вшивалась ткань.
Ширинками также назывались и носовые платки. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы, хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку.
И на Руси,и в некоторых странах Западной Европы богато отделанный платок служил свадебным подарком, символизируя предложение руки и сердца и исполняя роль обручального кольца. Знатные дамы дарили своим возлюбленным маленькие вышитые платочки, как символ любви. Носовые платки применялись при дуэлях, служили меткой на барьерной линии.Самой опасной была дуэль под названием «Стреляться через платок».
В руках искусных рукодельниц небольшой кусок ткани превращался в истинное произведение искусств.И он был достоин, чтобы его изображали на холстах знаменитые художники, упоминали в своих произведенияхдраматурги, писатели и поэты.
До нашего времени дошло множество примет связанных с этой вещицей. Когда дарят носовой платок, обязательно просят за него монетку, боясь ссоры или разлуки. Если поднять оброненный кем-то платок – к слезам.Если в доме или на работе что-то потерялось, то обвязывают платком ножку стола – пропажа обязательно найдется.На платке завязывают узелок на память.
К началу XX века выпускались набивные платки. После Первой мировой войны производство их было поставлено на поток. Рисунок и размер быстро откликались на все веяния моды.
Сегодня многие люди охотно пользуются бумажными одноразовыми носовыми платками.Пока они не вытеснили из нашей жизни тканевые.Традиции рукоделия, как стремление к индивидуальности, цениться будет всегда!
https://www.bibliongo.ru/chitatelyam/rasshiryaem-krugozor/280-veshchi-veshch-sereznaya/1740-neobkhodimyj-aksessuar#sigProId617703a68f
Рекомендуемая литература:
- Брун В. История костюма. От древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке ; пер. Г. А. Светличная. - Москва : ЭКСМО, 1995. - 464 с. : ил.
- Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века: / А. Дзеконьска-Козловска ; пер. с пол. - Москва : Легкая индустрия, 1977. – 295 с.
- Которн Н. История моды в ХХ веке / Н. Которн. - Москва : Тривиум, 1998. - 175 с. : ил.