«Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации».

И.В. Шахматова

Программа направлена на патриотическое воспитание подростков и молодежи через любовь к родному городу и краю.

Воспитание краеведением подразумевает не только изучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.

Цель программы:

  • дать первичные знания по краеведению родного края, раскрыть роль Уральской земли в судьбах России;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к своему историческому прошлому, к окружающему обществу;
  • развивать стремление к выработке собственных позиций на основе краеведческих знаний.

Материал систематизирован в два блока:

«Обрядовая культура»

Разделы:

  • «Русские народные праздники» — Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.
  • «Традиционная русская семья» — её обычаи и традиции;
  • «Русские семейные обряды» — свадебные обряды, родильные обряды, похоронные обряды и др.
  • «Народный месяцеслов» — народные приметы, пословицы и поговорки, игры, гадания, обрядовые действия, связанные с временами года;
  • «Обряды коренных жителей Урала»

«Мой мир»

Разделы:

  • «Я и Люди» — на улице, во дворе, в школе тебя окружают люди, ты сталкиваешься с множеством людей разного возраста. По твоему отношению к окружающим судят о тебе как о человеке. Как научиться всему тому, что зовётся одним ёмким словом — человечность.
  • «Я и экология» — любить и охранять природу, пропагандировать здоровый образ жизни — учат наши мероприятия.
  • «Я и Отечество» — узнать о крае, где живём, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремёсел, сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера, изучить историю и духовные ценности народа, узнать, чем живёт наша Родина.
  • «Я и мой род» — узнать о своей фамилии, роде, познакомится с известными родами Уральской земли.

Формы работы:

  • исследования информационной подготовленности аудитории в вопросах краеведения: опрос, наблюдение, анкетирование.
  • мероприятия (лекции, беседы, викторины, выставки, обзоры литературы, видеолектории)
  • печатные материалы: памятки по мероприятиям, списки литературы, копии документов и фотографий.

1 ЭТАП. Исследование информационной подготовки аудитории

Цель: внести коррекционные изменения в тематический план программы, обусловленные интересами и особенностями конкретной аудитории.

  • Экскурсия по отделу, опрос с элементами анкетирования.
  • Проведение анкетирования.
  • Анализ ответов.
  • Доработка программы для конкретной аудитории.

2 ЭТАП. Проведение лекционных бесед, по следующим темам:

Название мероприятия

Тема мероприятия

Возраст аудитории

Ответственный

1.       

«Уральский добровольческий танковый корпус»: беседа с электронной презентацией

О вкладе уральцев в создание уникального УДТК, в том числе и новоуральцев, отрывок из д/ф

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

2.       

«Спасём родничок, и маленькую речку»: беседа с электронной презентацией

О родниках, колодцах, скважинах Новоуральского городского округа, видеоролик о роднике «Зеленое сердце»

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

3.       

«Мы – друзья природы»: беседа с электронной презентацией

По страницам Красной книги Свердловской области (включая водоёмы и леса Новоуральска)

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

4.       

«Потешные прогулки по Уралу»: беседа с электронной презентацией

Об интересных достопримечательностях Свердловской области

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

5.       

Цикл мероприятий «Читаем детям о войне»:

§  Лев Кассиль «Твои защитники»

§  Татьяна Холодницкая «Как солдат Павел Буслаев На войну ходил»

Беседы с электронными презентациями, песнями, загадками

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

6.       

«Волшебница – вода»: беседа с электронной презентацией

Об открытии воды, её свойствах, бережном отношении к воде. Инсценировка сказки о воде

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

7.       

«Воздух-невидимка»: беседа с электронной презентацией

Об открытии воздуха, его свойствах, бережном отношении к воздуху

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

8.       

«4 ноября – День народного единства»: беседа с электронной презентацией

О празднике и подвиге

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

9.       

«Пусть всегда мама»: беседа с электронной презентацией

О маме с загадками, пословицами, песнями

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

10.   

«Мои первые энциклопедии»: беседа с электронной презентацией

Об истории книг с занимательными фактами

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

11.   

«Читаем Д.Н. Мамина-Сибиряка вместе»

Чтение отрывка из «Сказки про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

12.   

«Волшебница зима»

Познавательно-игровая программа

дошкольники,

1-4 классы

Филиппова Г.В.

13.   

«Обелиски границы Европа-Азия»: беседа с электронной презентацией

Об уникальной границе и разнообразных памятниках Урала

5-11 классы

Ларионова А.И.

14.   

«Река Чусовая – река труженица»: беседа с электронной презентацией

О производстве железа и железных караванах Урала

5-11 классы

Ларионова А.И.

15.   

«Екатеринбургский зоопарк – страницы истории»: беседа с электронной презентацией

История старейшего зоопарка Урала

5-11 классы

Ларионова А.И.

16.   

«Женщины рода Демидовых»: беседа с электронной презентацией

О прекрасных представительницах знаменитого рода и их роли в истории

8-11 классы

Ларионова А.И.

17.   

«Из грязи в князи: уральский феномен Никита Демидов»: беседа с электронной презентацией

О родоначальнике самой знаменитой династии Урала, мифы и реальность

8-11 классы

Ларионова А.И.

18.   

«Династия Строгановых»: беседа с электронной презентацией

Представители рода и их деяния

8-11 классы

Ларионова А.И.

19.   

«Григорий Распутин: святой или дьявол?»: беседа с электронной презентацией

Роль Распутина в истории мифы и факты

8-11 классы

Ларионова А.И.

20.   

«Г.А. Марков – управляющий Верх-Нейвинским заводом»: беседа с электронной

Исторический обзор деяний Гавриила Александровича, наследие управляющего

8-11 классы

Ларионова А.И.

21.   

«Основатели Екатеринбурга: Татищев и де Генин»: беседа с электронной презентацией

Гениальные управленцы, история и деяния

8-11 классы

Урулина А.Э.

22.   

«Алапаевская мученица Елизавета Федоровна Романова»: беседа с электронной презентацией

Трагические страницы истории Урала

8-11 классы

Ларионова А.И.

23.   

«Прокудин-Горский – фотограф его императорского величества»: беседа с электронной презентацией

О человеке, который первым запечатлел Россию и Урал в цвете

8-11 классы

Ларионова А.И.

24.   

«Народный подвиг Урала - Уральский добровольческий танковый корпус»: беседа с электронной презентацией

Об уникальном военном подразделении, созданном на деньги уральцев

8-11 классы

Ларионова А.И.

25.   

«Легендарный разведчик»: беседа с электронной презентацией

О жизни разведчика Николая Кузнецова

8-11 классы

Ларионова А.И.

26.   

«Пять свердловских лет маршала Г.К. Жукова»: беседа с электронной презентацией

О маршале Победе и его ссылке на Урал

5-11 классы

Ларионова А.И.

27.   

«Перед вашим подвигом склоняем головы: традиции празднования и памятные места Дня Победы»: беседа с электронной презентацией

Откуда пошли традиции празднования Дня Победы, Вечный Огонь, могила неизвестного солдата и др.

5-11 классы

Ларионова А.И.

28.   

«Наше радио: уральский изобретатель А.С. Попов»: беседа с электронной презентацией

Первенство величайшего изобретения, устройство, память

5-11 классы

Ларионова А.И.

29.   

«Невьянская башня – архитектурный феномен»: беседа с электронной презентацией

Феномены уральской архитектуры, передовые технологии

5-11 классы

Ларионова А.И.

30.   

«Уральский соловей: И.С. Козловский»: беседа с электронной презентацией

Свердловский период жизни великого тенора

5-11 классы

Ларионова А.И.

31.   

«Уральская рябинушка»: беседа с электронной презентацией

Об Евгении Родыгине

5-11 классы

Ларионова А.И.

32.   

«Учреждения культуры Урала в годы войны»: беседа с электронной презентацией

Эвакуация на Урал столичных учреждений, сохранение ценностей России

5-11 классы

Урулина А.Э.

33.   

«Царь и Бог уральского хребта»: беседа с электронной презентацией

О главном начальнике горных заводов В.А. Глинке

5-11 классы

Ларионова А.И.

34.   

«Уральское общество любителей естествознания – первая научная организация Урала»: беседа с электронной презентацией

Об УОЛЕ и Онисиме Клере

5-11 классы

Ларионова А.И.

35.   

«Уральский малахит: история, технология, уникальные изделия»: беседа с электронной презентацией

О самом знаменитом уральском камне и бренде Урала

5-11 классы

Ларионова А.И.

36.   

«Твои герои, Урал!»: беседа с электронной презентацией

Об уральцах, героях Советского Союза

5-11 классы

Урулина А.Э.

37.   

«Уральские изумруды»: беседа с электронной презентацией

О добыче драгоценных камней на Урале

5-11 классы

Ларионова А.И.

38.   

«Уральское метро»: беседа с электронной презентацией

Об истории метрополитена Екатеринбурга

5-11 классы

Ларионова А.И.

39.   

«Из истории Бородинского хлеба»: беседа с электронной презентацией

Рассказ о хлебе и Бородинском сражении + дегустация хлеба

5-11 классы

Ларионова А.И.

40.   

«История денег»: беседа с электронной презентацией

О российских и уральских деньгах

5-11 классы

Ларионова А.И.

41.   

«Уральский сказочник П.П. Бажов»: беседа с электронной презентацией

Биография и малоизвестные факты из жизни писателя

5-11 классы

Ларионова А.И.

42.   

«Людмила Константиновна Татьяничева: страницы биографии»: беседа с электронной презентацией

О поэтессе и ее вкладе в уральскую литературу

5-11 классы

Ларионова А.И.

43.   

«Военная галерея 1812 года»: беседа с электронной презентацией

Кто попал в галерею и за какие заслуги

5-11 классы

Ларионова А.И.

44.   

«Самая молодая в России и единственная на Урале: из истории Свердловской киностудии»: беседа с электронной презентацией

Рассказ о кинопроизводстве на Урале и просмотр м/ф

5-11 классы

Ларионова А.И.

45.   

«Народные промыслы Урала: Кузнечный промысел»: беседа с электронной презентацией

О старейшем промысле и Каслинском литье

5-11 классы

Ларионова А.И.

46.   

«Сокровища русского орнамента»: беседа с электронной презентацией

Народная культура и зашифрованные символы народного костюма

5-11 классы

Ларионова А.И.

47.   

«Новый год традиции празднования в России»: беседа с электронной презентацией

О празднике и его символах

5-11 классы

Ларионова А.И.

48.   

«Нижнетагильские подносы – секрет лака Худояровых»: беседа с электронной презентацией

О древнем промысле Урала

5-11 классы

Ларионова А.И.

3 ЭТАП. Организация просмотра литературы на мероприятиях. Выставки.

Содержание программы

Программа рассчитана на год и содержит самые разные формы и методы работы.

Каждое мероприятие: лекции, беседы, обзоры литературы, выставки, просмотры литературы, просмотры фильмов дает возможность закрепить полученную информацию.

Программа рекомендована для подростков и молодежи разных уровней подготовки и знаний.

Методы и формы

В программу входят:

  • исследования информационной потребности аудитории: опрос, наблюдение.
  • мероприятия (лекции, беседы, выставка, викторины, просмотр фрагментов художественных и документальных фильмов);

Используемое оборудование для реализации программы

  1. Техника:
    • проектор
    • компьютер
    • ксерокс
    • принтер
    • сканер
    • телевизор
    • игровой класс
  2. Расходные материалы:
    • ксероксная бумага, цветная ксероксная бумага
    • письменные принадлежности: писчая бумага, цветные и простые, карандаши, ручки.

Порядок проведения и организации:

Мероприятия по программе проводятся по заявкам.

Данные об организаторах мероприятия:

МБУК «Публичная библиотека» НГО, Центр краеведения, НПЦ «Атомграды России»,

Фрунзе, 13, телефон: 9-05-80

Ответственный – Ларионова Анна Ивановна, заведующая отделом,

e-mail: kraevednovouralsk@rambler.ru

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой